Игорный бизнес


Главная Азартные игры Страсти по игре. Законы игры с государством От Lex aleatoria

Страсти по игре. Законы игры с государством От Lex aleatoria
Азартные игры - Азартные игры

страсти по игре. законы игры с государством от lex aleatoria

Зачем люди играют в азартные игры? Кто-то скажет: «Чтобы поиграть…», другой: «Чтобы выиграть!» Но разве не найдутся такие, которые ответят: «Чтобы проиграть!» А ведь последнее более чем естественно, речь-то идёт об игре. Здесь выигрыш и проигрыш – почти одно и то же. И только тот, кто путает условность с реальностью, начинает рвать на себе волосы, когда карта вдруг ляжет не так

Таковы законы игры, они же – законы жизни, по которым одним везет, а другие остаются в накладе. Однако в следующий раз всё может быть наоборот.

Но вот кто никогда не оставался внакладе – это государство, которое всегда старалось контролировать азарт своих подданных и получать с этого приличный доход. В любом случае, с давних пор изменилось лишь то, что раньше за игру платили (нередко своими жизнями и имуществом) сами игроки, а затем (в виде налогов) её организаторы. И то, что сейчас родное государство начало ограничивать игорный бизнес, вполне закономерно. Повод лишний раз вспомнить историю.

Всё началось в Древнем Риме. В III веке до нашей эры там был введен первый известный нам закон о запрете азартных игр Lex aleatoria (alea – игральная кость). Этим законом разрешались многие общественные, спортивные и даже гладиаторские игры. Под строгий запрет попали только игральные кости. Однако позднее законодательство значительно смягчилось. Римские императоры очень любили играть в кости и делали это весьма часто, особенно Август и Клавдий. Обычно игры устраивались богатыми римлянами во время пиров и нередко поощрялись императорами. Так, Гай Светоний Транквилл приводит письмо Августа одному из приближенных: «Посылаю тебе двести пятьдесят денариев, как и всем остальным гостям, на случай, если кому за обедом захочется сыграть в кости или в чёт или нечет». Однако простым гражданам Рима игра в кости разрешалась лишь в определённые сезоны. Согласно же Дигестам Юстиниана человека, принуждающего к игре, можно было оштрафовать или посадить за решетку. Это положение и пару подкупленных свидетелей императоры нередко применяли для борьбы с оппозиционными сенаторами, а невезучие римляне – чтобы поквитаться с обчистившими их партнёрами по игре.

Вообще же в римском законодательстве говорилось: «Сенатусконсультом запрещено играть на деньги, кроме состязаний в метании копья или дротика, состязаний в беге, прыжках, борьбе, кулачном бою, так как это делается ради доблести. В этих случаях… разрешается даже заключать пари; но в других случаях, когда не имеется состязаний ради доблести, не разрешается». Даже если спор или игра проходили в соответствии с законом, получить причитающийся выигрыш было не так-то просто. Государство не желало разбираться с взысканием с проигравших игровых долгов. По крайней мере, в соответствующем разделе Кодекса Юстиниана в перечислении оснований для взыскания игровые долги не были упомянуты.

В средневековой Европе служители церкви и короли предпринимали попытки подавить азартные игры, и их неудачи служат подтверждением прочности тяги людей к игровому азарту. Список церковных епископов, читавших проповеди против азартных игр, начинается со св. Киприана Карфагенского (240 год нашей эры) и продолжается вплоть до св. Бернардино Сиенского (1423 год). Примечательно, что большая часть проповедей о греховности игр касалась университетов и студентов. Ведь азартные игры являлись одной из главных форм досуга средневекового студенчества. В одной из проповедей университет называется притоном «пропойц, картёжников и шлюх». Азартная игра, с её напряжением, риском проиграться, принципиальной непредсказуемостью развития событий, была способом испытать судьбу, формой поведения, в немалой степени отражающей мировоззрение студенчества.
В Средние века жёсткие указы европейских монархов о запрете азартных игр выходили с завидным постоянством. В 1232 году Фридрих II издал эдикт против игры в кости, а Людовик IX в 1255 году поставил вне закона изготовление игральных костей. Аналогичные указы были изданы и в 1291, 1319, 1369 годах. Что касается карт, то игра считалась греховной и до начала XIII века наказывалась плетьми. Но, как отмечают исследователи, все эти запреты были направлены не столько против самих игр, сколько против грехов, которыми они сопровождались. Церковь больше была озабочена пьянством и руганью, которые возникали при этом, а государство было заинтересовано в том, чтобы искоренить безделье, расточительность, мошенничество и преступность, которые были явно связаны с азартными играми. То, что сами по себе азартные игры не считались злом, видно из того, что в 960 году епископ Уибольд Кэмбрийский (Уэльский) изобрел церковный вариант игры в кости. Вместо количества очков на гранях костей стали изображать символы добродетелей. Выигравший должен был направить на путь истинный того монаха, который потерпел поражение. А в средневековых монастырях разрешена была игра в домино. В начале игры монах произносил по-латыни: «Именем Божьим» или «Благодарение Богу» – и мог спокойно предаваться этой увлекательной игре. Целью священников в данном случае было не искоренить игры, а превратить их в доброе дело. Собственно, с этой же целью в Европе в XIV веке появились современные карты, изготовленные придворным живописцем для развлечения умалишённого французского короля Карла VI.

С тех пор карты распространились среди всех слоев населения – от королей до простолюдинов. Некоторые видели в них особые символы. Два иезуита во Франции написали трактат, в котором пытались придать картам общественно-политическую окраску, поскольку эти бумажки, по их мнению, выражали наставления об управлении государством. Числовые карты символизируют вассалов, войско и народ. Четыре Валета изображают феодальное дворянство, Короли – ассоциируются с правителями, а Дамы – с фаворитками, королевами и другими представительницами прекрасного пола, оказывающими значительное влияние на политику. Ну а тузы (Аs – монета) сильнее королей, так как при пустой казне его власть крайне неустойчива.

С XIV века идет определенная либерализация европейского законодательства об азартных играх. Например, указ немецкого императора 1396 года демонстрирует некоторое смягчение суровых законников: он запрещает уже не саму игру, а изготовление и распространение поддельных костей. Благодаря развитию средиземноморской и общеевропейской торговли азартные игры чрезвычайно распространяются в Южной Франции и Северной Италии, а также в прирейнских городах Германии. Местные правители разрешали игорные дома, потому что их хозяева обеспечивали синьорам стабильный доход в виде налогов.

Все перевернули великие географические открытия, принесшие в Европу много золота и серебра. В результате «ножниц цен» и обесценивания денег шло массовое разорение населения. Чтобы спасти своих наиболее состоятельных подданных, проигрывающих имения, а следовательно, лишающих казну налоговых отчислений, правители вновь стали запрещать игорные дома и азартные игры. Правда, делали они это под более благовидными предлогами. Английские монархи, начиная с Эдварда III, обнародовали ряд запретительных законов с целью защиты мужского спорта и военного искусства. Генрих VIII, хотя сам и был азартным игроком, видя, как разоряются его вассалы, объявил игорные дома вне закона, так как они «отвлекали юношей от стрельбы из лука и военной подготовки». Интересно, что установление Генриха против «общественных игорных домов» просуществовало в Англии вплоть до 1960-х годов.

Аналогичная тенденция наблюдалась в позднее Средневековье и в Московском государстве. В Уложении 1649 года царя Алексея Михайловича впервые в русском законодательстве появляется запрет на игру. Игроки были приравнены к грабителям и разбойникам: «А которые воры на Москве и в городах воруют, карты и зернью играют… тем ворам чинити указ тот же, как писано выше о татях». То есть замеченного в игре первый раз полагалось бить кнутом, отрезать левое ухо, конфисковать имущество в пользу пострадавшего, затем сажать в тюрьму на два года, после чего отправлять в кандалах на тяжелые работы «где государь укажет». За вторичное нарушение игрока пытали, пороли, отрезали второе ухо и отбирали все имущество, затем сажали на четыре года в тюрьму и после этого вновь отправляли в кандалах на исправительные работы. В случае же третьей поимки игрока надлежало пытать, чтобы узнать о совершенных им преступлениях, а потом «казнить смертию». Такое жестокое законодательство поддерживалось Православной церковью, потому что, например, игру в кости на Руси называли не иначе как «бесовской игрой». Христианские проповедники гневно обличали её, ссылаясь на то, что согласно легенде в кости играли солдаты у подножия креста, где был распят Иисус Христос.

Тем не менее кары небесные, обещаемые церковниками, и кары земные, причиняемые властями, не отбили у европейцев охоту играть в карты, кости и другие азартные игры. Поняв это, государство смирилось со страстью своих подданных, возведя азарт в ранг «допустимых грехов» – разрешаемых, но находящихся под контролем, как алкоголь и табакокурение – страсти, с которых государство получало неплохой барыш. Поэтому сегодняшнее желание наших властей зарегулировать игорный бизнес вполне понятно: играйте россияне, но не заигрывайтесь.

Удача удачей, но государственное регулирование игорного бизнеса существовало всегда. Поначалу государство боролось с азартными играми, подталкиваемое церковниками, которые считали игры аморальным занятием. Более дальновидные государственные мужи игру разрешали, правда, устанавливая при этом высокие налоги: мол, подданные всё равно будут играть, так пусть хоть пользу казне приносят. Сегодня же главное, чтобы государство, игроки и бизнес стали равноправными партнёрами и стремиться к тому, чтобы все остались если не в выигрыше, то хотя бы при своём интересе.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Новости лотереи:

Проповедь Епископа. ПРО лотереи

News image

Минимум раз в месяц я получаю письмо от читателя, который – что для меня совершенно очевидно – имеет большую...

Евросоюз запретит частные лотереи

News image

четверг, 8 июля, суд Европейского Союза в Люксембурге разрешил странам ЕС запрещать лотереи, проводимые част...

Мировые лотереи

News image

Сегодня в мире лотереи - масштабная и динамичная отрасль (до 10% роста в год), приносящая не только большие ...

Авторизация




Интернет-казино:

Бонусы в интернет казино как способ поощрения игрока за активную игру

News image

Бонусы в интернет казино – это способ поощрения игроков за активную игру. Бонусы могут быть бездепозитными или начисляться за по...

Отличие букмекеров от игровых автоматов

News image

В игровых автоматах процент прибыли игорного заведения заложен изначально (от 10 до 30%), поэтому чем больше игрок играет, тем б...

Казино онлайн. Ваш электронный кошелёк

News image

Человечество прошло долгий путь от натурального обмена через использование драгоценных металлов к бумажным, а теперь вот и к эле...

Видеопокер – можно ли выиграть у автомата?

News image

Игра видеопокер, часто встречающаяся во всех виртуальных игорных заведениях, обладает своими особенными правилами и полностью от...

Мир азартных игр:

Блек Джек - начало большого пути

News image

Для начала - короткая история карт. Считается, что игра в карты была изобретена в Китае и Индии около 900 г. н. э

История казино

News image

История романа рулетки и онлайн казино. Романы всегда начинаются со страстей и затрагивают в своем водовороте человеческие судьб...

Патологический гэмблинг или лудомания

News image

Но иногда за безобидным желанием развлечься. Может скрываться зависимость от азартных игр. Такой игрок уже не владеет своей жизн...

Казино на круизных судах в разных странах

News image

Круизные лайнеры особенно популярны в США и Великобритании, однако в последнее время казино на круизных судах набирают популярно...